Одно из главных отличий наших путешествий – мы никогда не предлагаем детям готовый продукт. Они сами принимают участие в подготовке с самого начала. С момента выбора места для поездки. Маршрут, транспорт, проживание, питание, медикаменты, познавательная программа, бюджет поездки, ответственность за фото- видеосъемку и тексты – все это обсуждается и готовится сообща.

Далее – за каждым из участников закрепляется его зона ответственности. Конечно, такие обсуждения отнимают много времени и сил. Но зато помогают развивать в ребенке полезные социальные навыки.

Так было и с поездкой Львов-Говерла. В добавок к уже привычным компонентам подготовки в этот раз мы добавили физические тренировки. В течении трех недель заданием каждого из участников было регулярно бегать и ходить на большие расстояния. Кто-то добавлял к этому велосипед или каяк. Честно скажу, если бы не эта подготовка, мы, скорее всего не поднялись бы. Поскольку синяя тропа, по которой нас повел проводник, довольно тяжелая. Но мы справились! Забегаю наперед отмечу: для первого подъема я рекомендовал бы зеленую тропу. Пусть она чуть длиннее и дольше. Но человеку, который никогда ранее с подобными нагрузками не сталкивался, она поможет понять, что такое восхождение. А в следующий раз можно попробовать силы и на синей.

Как оказалось, большая часть участников нашей группы во Львове не были или были в совсем раннем детстве. На Говерле не был никто. Поэтому эмоции от путешествия можно сравнить разве что с эмоциями ребенка, неожиданно получившего потрясающий подарок. Это восторг в чистом виде )))

Положительных впечатлений было даже не море. Океан. Удачно сложилось расположение хостела во Львове – буквально в семи минутах ходьбы от «Площі Ринок». Забросили вещи, приготовили обед, подкрепились – и вперед, на изучение Львова! Обзорно по центральной исторической части, вокруг Ратуши и прилегающих львовских харизматичных улиц. Затем – марш-бросок на гору Високий Замок. Небольшая проверка физподготовки и в награду – красивейшие виды Львова с вершины. Затем – подъем на башню Ратуши, еще одна небольшая проверка. Вроде бы все в порядке. Эй, а что это за лохматый парень машет Львову с башни? Да это же Зика!

В завершении вечера – небольшой тур по львовским кнайпам. В том числе, конечно, и в легендарную «Криївку». От ответного ора детей «Героям слава!» чуть не оглох и я, и вуйко на входе ))) Сейчас вспоминаешь это как калейдоскоп ярких позитивных картинок. Возвращение в хостел. Ужин. Отбой. Завтра – переезд в Ворохту.

Утром по свободной программе — прогулка по центральной части Львова. Сбор вещей. Успешный штурм забитого трамвая ))) Вокзал. Поезд. Плацкарт. Едем в Карпаты.

В Ворохту мы прибыли уже поздно вечером. И здесь нас ожидала еще одна из главных удач поездки – хозяин дома, который мы выбрали. Он же и наш водитель, и проводник. Отличный, доброжелательный, хозяйственный парень лет тридцати. Приезжаем к дому. Выходим. И ловим отпадающие челюсти. На темнеющем фоне неба – грандиозные, потрясающие величием черные силуэты гор. «Смотрите, горы!», с восторгом шепчем друг другу. Но это было лишь преддверие вихря ярких эмоций.

Утром оперативно завтракаем. Собираемся. Настраиваемся. Выходим во двор… Нет, мы не сможем отсюда уехать. Это невероятная красота. Зеленые, словно бархатные горы, украшенные волнами смерек, с вкраплениями аккуратных домов и дворов у подножия. Искренне признаюсь. В этот день я увидел самые красивые пейзажи, которые до того доводилось встречать.

Едем на микроавтобусе к подножию Говерлы. Восторгаемся смереками ростом в многоэтажку вдоль дороги. Зіка намагається удосконалювати українську та розказує нашому провіднику про природу рідної Сирії. Вот уже и Говерла показалась в проеме деревьев. Припарковались. Короткий инструктаж по восхождению от проводника. Двинули.

Как я уже писал, пошли мы по синей тропе. Вероятно, наши молодость и сияющие лица вызвали уверенность проводника, что мы с ней легко справимся. И мы в итоге справились – мы же Коты, а Коты известны своей настойчивостью! Часть пути до Малой Говерлы, или Говерлянки, прошли более-менее. Останавливались несколько раз, но шли довольно бодро. Вокруг – невероятная красота горных склонов, покрытых лесом. Над головой – синее небо и летнее солнце. Которое, кстати, грело очень щедро. «Блин, зачем я заставил детей теплые вещи тащить? Только лишний груз…», уже начал думать я, сожалея, что поверил прочитанному множеству статей о подъеме на Говерлу.

Но уже скоро мы убедились, что поверил не зря и тащили не зря. Потому что буквально за пару метров до вершины Малой Говерлы начался холодный пронизывающий ветер. Да такой, что и дети, и я моментально одели на себя все теплые свитера-крутки, которые несли в рюкзаках. И были им очень и очень рады.

Отдых минут двадцать на вершине Говерлянки. Впереди возвышается величественный склон самой Говерлы. Ну что, собрались. Пошли. И этот отрезок пути оказался самым тяжелым. Признаюсь, в определенный момент, глядя на уставшие лица детей, я уже думал завершить восхождение. Небольшой переход. Передышка. Снова переход и передышка. Сбавляем темп до минимального. Вот она, вершина. Все ближе. В определенный миг понимаешь, что таки да, дойдем!

Еще один момент, который было очень радостно наблюдать – как ребята помогали друг другу. Несли вещи. Поддерживали. Успокаивали. Порой буквально тянули друг друга на себе. Это было очень здорово, трогательно и круто одновременно.

И вот она, под ногами, эта действительно омріяна вершина Говерлы. Здесь моментально забываешь о трудностях и усталости пути. Да вообще забываешь обо всем. Это невероятная, грандиозная, потрясающая красота зеленого моря гор, лесов и долин вокруг. И восторг того, что да, мы таки смогли, мы таки сделали!

Теплые вещи нам здесь снова очень здорово пригодились. Без них мы бы через пять минут уже тряслись бы от холода. А так – любовались и фотографировались в свое удовольствие. Как пригодились и теплый чай, и бутерброды. Не знаю, почему люди писали, что на вершине вам будет не до еды. Мы бутерброды уплетали с удовольствием и за обе щеки. Ну мы же Коты )))

Сам этого не ожидал, однако еще более яркие впечатления нас ждали впереди. Хотя казалось бы, куда еще? Но спасибо нашему проводнику. Обратно он повел нас другой тропой, которой мало кто ходит. Через долину и водопад по правую руку от традиционного спуска. И там оказались виды и пейзажи настолько красивые и красочные, что пытаться описать их – напрасный труд. Словно нарисованные склоны, зелень хвои, мощные камни, ручьи, которые через них пробиваются. Мы словно попали в сказку. Нарния существует. И находится она в Карпатах.

На следующий день ноги, конечно, гудели. Но это была приятная усталость. А виды гор из окна микроавтобуса на обратном пути стали еще одним бонусом за потраченные силы.

Что отмечу из минусов поездки. Все-таки очень тяжело ехать в отечественном плацкарте почти сутки. Жара и духота выматывают не меньше, чем восхождение на Говерлу. И публика, которая бухает (именно бухает, а не просто пьет), курит и матерится, несмотря на формальные и человеческие нормы.
Для меня оказалось странным, что до Ворохты очень скудно ходит общественный транспорт. Лишь один автобус в сутки, один местный поезд с не очень удобным временем и пара проходящих поездов, на которые взять билеты крайне сложно. Потому самым дорогим, как ни странно, оказался обратный проезд из Ворохты до Львова – пришлось нанимать микроавтобус.
И конечно, вопрос времени. И Львов, и Ворохта заслуживают гораздо дольшего пребывания. Сутки во Львове – это так, только составить представление. А в зеленый умиротворяющий рай Ворохты стоит погрузиться ну хотя бы на полных дня три.

Но все эти минусы несопоставимы с тем бушующим океаном позитивных впечатлений, который захватил наши души. Лично я влюбился в горы. Никогда ранее такого со мной не было. Я почувствовал то, что магнитом тянет людей возвращаться сюда снова и снова.

А еще, что наверно даже более важно – теперь я знаю, что мои дети готовы к любым поездкам внутри Украины как минимум. Купить билеты. Заказать хостел. Приготовить еду. Решить массу других возникающих вопросов. Поддержать друг друга в тяжелый момент и помочь друг другу. Все это они могут и уже делают. И это еще одна вершина, которую удалось покорить.

Бесконечно признателен каждому, кто помог осуществить это путешествие:

Лариса Жужа и Наталія Садова
Дарина Дорда и участники сбора «Боксы маленького счастья»
Елена Баранова
Eugenia Pasichnyk
Inna Stashchuk
Наталия Жукова
Двуреченская Евгения
Татьяна Юрьева
Станислав Тетерев (Stanislav Teteriev)
Tamara Viktorovna Михайличенко
Игорь Щупак (Igor Shchupak)
Любовь Забудская
Константин Шурубор

Вы были с нами каждый миг нашего путешествия! Спасибо вам огромное за это счастье!

Как известно, после покорения одной вершины сердце начинает стремиться к следующей. И уже есть мысль на зимних каникулах через новогодний Львов махнуть в новогоднюю Польшу ))) А подготовка и проведение поездки за границу, уверен, станет для детей еще одним этапом роста над собой. Так что следите за нашими новостями! )))

Николай КОЛОДЯЖНЫЙ

Фото автора и участников поездки